Слушать и слышать
Как много проблем в мире случается из-за того, что люди просто не понимают друг друга. Не могут понять, хоть и говорят на одном языке.
Мы все разные. Нет одинаковых людей. Человек слышит то, что ты говоришь, по-своему. И говорит он совсем не то, что ты слышишь.
В субботу мы были на лекции Ресурсные Состояния и там произошел забавный случай. Девушка встала почти в самом начале лекции, и со словами «я услышала всё, что хотела», демонстративно покинула помещение. Забавно тут то, что в самом начале лектор не рассказывал ни о чем, относящимся к теме лекции. Он рассказывал довольно общие вещи про мышление, чтобы говорить с аудиторией на одном языке. Она, видимо, сделала вывод, что Иван выдает эти известные истины за сакральное знание, подумала, что и дальше будет банальщина, и ушла.
А я (уверен, и остальные слушатели тоже) смог извлечь пользу. После лекции у меня в списке дел и идей появилось 4 новых пункта, которые могут улучшить мою жизнь. Хотя, по большому счету, ничего нового мне не говорили. Всё это я слышал и раньше.
Возможно ли научиться слушать и слышать? Да, безусловно. Меня этому научили конфликты с родителями в подростковом возрасте. Как и все мы, я столкнулся с непониманием. Родители не понимали меня, а я — их. Но портить с ними отношения я не хотел, потому пытаться разобраться. И я стал пытаться услышать их позицию, извлечь рациональное зерно. Стал откладывать первую реакцию. Размышлять над их словами в спокойной обстановке. Не пытался сразу реагировать.
Со временем я понял, что рациональное зерно, крупицы знания можно извлечь вообще из всего. Ты просто смотришь на плохо сделанную рекламу и извлекаешь знание. Перечитываешь книгу и видишь что-то новое. Приходишь на лекцию в секту и среди словесного НЛП-поноса вылавливаешь крупицы истины и откровений (не советую этот способ, это реально опасно). Ты приходишь на любую лекцию и даже если ничего принципиально нового для тебя не говорят, ты сможешь узнать, проапгрейдить понимание, взглянуть под новым углом.
Главное — оставаться открытым, держать «свою чашку пустой».
Умение слушать и слышать помогает в работе с клиентами и коллегами, в обучении, в построении отношений. Это умение — залог успешной коммуникации, а значит, залог успеха в любом деле, где взаимодействуют люди.
Это копия заметки из старого блога, опубликована в июле 2013.